6-я Международная конференция
"Образование и виртуальность - 2002"

Материалы конференции
Ялта, 23 сентября, 2002


 Модель системы дистанционного образования в техническом университете


Товажнянский Л.Л., Кравец В.А., Сук А.Ф., Косарева Н.И.
Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт",
 Харьков, Украина
E-mail: afs@kpi.kharkov.ua


Abstract

It is described the principal tendencies and problems in the process of distance education introduction into technical universities focusing on the Ukrainian experience. Recommendations on the effective management means in launching and developing  Center of DE of traditional technical university are listed.

Тенденции развития дистанционного образования

Развитие общества ставит перед специалистами в области организации образования и преподавателями университетов все новые задачи. Одна из главных причин изменения парадигмы образования заключается в проникновении информационных технологий (ИТ) во все сферы деятельности человека. Для успеха на рынке труда современный специалист должен знать и владеть всем многообразием возможностей ИТ. Кратчайший и наиболее эффективный путь к достижению указанной цели – интенсивное использование ИТ в учебном процессе. При этом одним из определяющих становится дистанционное образование (ДО), в котором весь процесс обучения проходит в информационном пространстве.

За последние годы Украина также существенно продвинулась в использовании ИТ в учебном процессе. В настоящее время в Украине имеется ряд активно работающих центров ДО, среди которых Украинский центр ДО при НТУУ "Киевский  политехнический институт", Центр ДО при Академии государственного управления при Президенте Украины, Центр ДО при НТУ "Харьковский политехнический институт" и другие.

В гуманитарных науках (экономика, право, лингвистика и т.д.) учебные заведения, работающие в дистанционном режиме, уже составляют конкуренцию традиционным университетам. Ситуация в области естественных и технических наук выглядит существенно иначе. Здесь есть и объективные причины, например,  технические и методические трудности дистанционной реализации учебных экспериментов. Однако, не последнюю роль играет непонимание многими администраторами и преподавателями истинных возможностей ДО и, как следствие, далекий от оптимального менеджмент его использования.

Ныне практически все действующее в Украине ДО охватывает людей, уже имеющих образование. С основными потенциальными потребителями ДО, в первую очередь студентами и школьниками, работа или вовсе не ведется, или ограничена небольшими экспериментальными группами. Особенно это заметно в технических университетах, где найти реально преподаваемый дистанционный курс по естественнонаучной или технической дисциплине достаточно сложно (при этом речь не идет о достаточно широко распространенном использовании информационных материалов на электронных носителях, в том числе так называемых электронных учебниках).

Начиная с 2001 г., в Центре ДО НТУ «ХПИ» развернута программа последовательного внедрения в учебный процесс дистанционных курсов фундаментальных и инженерных дисциплин. В настоящее время внутреннюю университетскую сертификацию прошли 11 курсов, более 20 курсов находятся в стадии разработки. За счет использования возможностей современных программных и аппаратных средств решается задача максимального уменьшения объемов курсов и увеличения скорости их передачи по сети без потери учебного качества.

Менеджмент системы дистанционного образования в традиционном университете

Создание технической базы (компьютерные классы, информационные сети) и освоение методики разработки и преподавания дистанционных курсов важные и необходимые, но всего лишь подготовительные этапы реализации системы дистанционного образования в университете. Их прохождение может обеспечить сравнительно небольшая группа энтузиастов, работающая в экспериментальном режиме при активной поддержке администрации учебного заведения.  Например, в НТУ "ХПИ" роль такого "зародыша" системы ДО выполнила Проблемная лаборатория ДО, которая начала действовать пять лет назад в составе Центра новых информационных технологий на базе уже созданной к тому времени кампусной компьютерной сети.

Для "запуска в эксплуатацию" системы ДО необходима качественно иная организационная структура, обычно возглавляемая Центром дистанционного образования (ЦДО). Основными направлениями деятельности ЦДО на этапе становления должны стать разработка стратегии и тактики внедрения ДО в учебный процесс университета, создание инфраструктуры системы ДО, а также обеспечение кооперации университета с национальными и международными образовательными учреждениями и другими участниками рынка ДО.

Как показывает национальный [1] и мировой [2] опыт, успешная работа системы ДО в значительной мере определяется правильностью выбора концепции. Деятельность ЦДО должна быть понятной и полезной как для руководства университета (без серьезной административной поддержки работа ЦДО просто невозможна), так и для преподавателей и студентов. Все это возможно только в том случае, если с самых первых шагов попытаться привлечь средства и методы ДО для решения некоторых из наиболее болезненных проблем университета.

Такие типичные проблемы, как неудовлетворительный уровень школьной подготовки многих студентов первых курсов, отсутствие у них знаний и навыков по использованию компьютерной техники и информационных технологий могут быть существенно сняты путем внедрения дистанционных выравнивающих курсов по математике, физике, информатике и украинскому языку. Эти же курсы после некоторой модификации можно предложить для будущих абитуриентов, в том числе слушателей подготовительных отделений и курсов, причем не только в том городе, где расположен университет, но и по всей Украине. Тем самым ДО помогает в решении еще одной важнейшей задачи университета – привлечению и обучению своих будущих студентов.

Другим примером может служить хорошо знакомая всем преподавателям и студентам технических университетов Украины нехватка учебной литературы по техническим дисциплинам. Уменьшить остроту этой проблемы поможет создание системы дистанционных консультаций, используемых для информационной поддержки традиционного образования. Основой этой работы может стать использование в обычном учебном процессе вновь создаваемых дистанционных курсов.

Одновременно предлагаемая схема поэтапного внедрения ДО дает возможность:

  • определить отношение студентов к предлагаемому курсу (как  часто они пользуются материалами курса, интересно ли это им, помогает ли им дистанционный курс глубже усвоить материал);

  • доработать дистанционный курс, используя мнение учащихся (выявить существующие недостатки, добавить то, что с точки зрения студентов необходимо для полноты курса);

  • привить студентам первичные навыки работы с дистанционными курсами и привлечь как можно больше студентов к дистанционному обучению;

  • проверить работоспособность информационных и технических средств ДО.

Успешная работа системы ДО невозможна без создания в университете соответствующей инфраструктуры. Ее основой должны стать локальные администраторы ДО, т.е. преподаватели отвечающие за организацию дистанционного обучения на кафедрах университета. Подготовку этих специалистов можно вести через внутривузовскую систему повышения квалификации с использованием сил и средств ЦДО. Тот же механизм можно использовать и для подготовки разработчиков и инструкторов (тьюторов) курсов ДО с одновременным накоплением количества дистанционных курсов.

Одна из опасностей, которые подстерегает ДО – потеря качества образования, а значит и репутации университета, из-за излишней доверчивости к коллегам-разработчикам или чрезмерного увлечения коммерциализацией этого вида учебной деятельности. С первых шагов ЦДО должен жестко отслеживать все учебные продукты, создаваемые в университете, с обязательной их сертификацией. Для этого при ЦДО необходимо создать соответствующую комиссию, состоящую из ведущих специалистов в области методики преподавания и возглавляемую одним из руководителей университета. Подобный порядок уже установлен в НТУ "ХПИ". Первая публичная защита вновь созданных дистанционных курсов, прошедшая в феврале 2002 г., дала возможность определить лучшие курсы и премировать их разработчиков. В то же время на этой защите пришлось отложить сертификацию нескольких курсов.

С началом реального функционирования ЦДО появляется также множество проблем правового и организационного порядка. К ним в первую очередь следует отнести вопросы интеллектуальной собственности и оплаты труда разработчиков и тьюторов дистанционных курсов. Аналогичная ситуация наблюдается во всех университетах мира, практикующих ДО, а поиску путей выхода из нее посвящено множество работ (см., например, обзор в книге [3]).  К сожалению, отсутствие соответствующей законодательной базы в Украине также не позволяет дать однозначные ответы на все возникающие вопросы. По-видимому, наиболее приемлемым в настоящее время рабочим решением может быть разработка и утверждение в каждом учебном заведении локального "Положения о дистанционном образовании", распространяющего действующие нормативные документы на систему ДО университета.

Относительно прав собственности на дистанционные материалы в качестве основы может быть выбран принцип [4]: "Университет является совладельцем информационного продукта и осуществлять контроль его использования, если он внес такой вклад в его создание, без которого данный продукт не мог бы быть создан или не может использоваться". Вклад университета может быть материальным (оборудование, оплата труда, и т.п.), интеллектуальным (например, предоставление учебной среды) или за счет использования его имени. Поскольку последнее существенно влияет на репутацию университета, то становиться обязательной процедура сертификации информационных продуктов.

Сложной является и проблема компенсации затрат времени преподавателя на разработку дистанционного курса и легализации учебной нагрузки, возникающей в процессе его преподавания. До включения ДО в регламентирующие документы Министерства науки и образования здесь можно предложить несколько апробированных в национальной и мировой практике рабочих вариантов:

  • отставание в области ДО сегодня может завтра привести к сужению рынка потребителей учебных услуг, поэтому университету выгодно проведение постоянно действующего открытого конкурса на разработку лучшего дистанционного курса с учреждением премиального фонда. Например, в НТУ "ХПИ" в 2002 г. уже прошел первый этап такого конкурса, аналогичный конкурс в 2001-2002 учебном году проводит  и Университет штата Айова (США);

  • владение ИТ должно стать неотъемлемым качеством современного преподавателя. Следовательно, освоение методики и практики ДО можно и нужно включать во внутривузовскую систему повышения квалификации;

  • создание дистанционных курсов требует от преподавателей разработки, и активного использования новых методических и учебных средств, основанных на ИТ, следовательно, создание таких курсов можно осуществлять в рамках научно-методических тем, выполняемых под эгидой ЦДО либо за счет бюджетного финансирования, либо путем заключения хоздоговоров с корпоративными заказчиками (государственными и частными предприятиями);

  • оценку учебной нагрузки инструктора (тьютора) дистанционного курса можно производить, например, по нормам заочного обучения с введением коэффициента, учитывающих новизну и приоритетность этого вида обучения (в мировой практике этот коэффициент колеблется в интервале от 1,5 до 2 в зависимости от сложности курса).

Важным аспектом деятельности ЦДО является активное внедрение на рынок непрерывного образования ("образования через всю жизнь"). Это направление связано с образовательными запросами людей, работающих в сферах производства, бизнеса, банковских структур. Здесь уже сейчас имеется большое количество сотрудников, которые хотели бы получить образование или повысить свою квалификацию, но не могут это сделать из-за невозможности оставить работу. ДО – это прекрасный выход из такой ситуации, ведь в его рамках учащиеся сами могут выбрать форму, место и время обучения. Опыт Европы [5] показывает, что это направление со временем может стать основным для многих университетов.

Для успешной работы ЦДО необходимо использовать весь арсенал современных и технических средств. В украинском ДО сравнительно слабо используются такие эффективные методики, как телеконференции и подготовка и распространение курсов на лазерных дисках и видеокассетах. ЦДО НТУ «ХПИ» стремится активно внедрять в свою практику указанные возможности совершенствования интерактивной компоненты дистанционных курсов. Этому, в частности, способствует применение аппаратно-программного комплекса PictureTel 600, который обеспечивает высокое качество звука и изображения при проведении телеконференций.

Заключение

В Украине, как и во всем мире, идет процесс необратимых изменений в системе образования, в результате которого произошло значительное повышение роли открытого образования с использованием технологии дистанционного обучения - системы ДО. Таким образом, есть основания говорить о формировании в Украине новой информационной культуры, которая может стать весомым вкладом в общемировую культуру. Ее основой станут знания об информационной среде и законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, готовность к постоянному взаимодействию с информацией и взаимообмен ею между членами общества.

Литература:

  1. Товажнянський Л.Л., Кравець В.О., Кухаренко В.М., Сук О.П. Концептуальні принципи дистанційного навчання – Образование и виртуальность-2001 (ВИРТ-2001)// Харьков-Ялта: УАДО, 2001. – С.58.

  2. McAlister M. K., Rivera J. C., Hallam S. F. Twelve Important Questions to Answer Before You Offer a Web Based Curriculum – Online Journal of Distance Learning Administration, Vol. IV, No II. <http://www.westga.edu/~distance/jmain11.html>.

  3. Finkelstein M.J., Frances C., Jewett F.J. and others. Dollars, Distance, and Online Education. – American Council of Education. Oryx Press, 2000. – P.321.

  4. Thompson D.P. Intellectual Property Meets IT: An Olive Branch in the Debate over Who Owns IT Products. //Educom Review. March-April, 1999. Vol.34, No. 2, pp.14-21. <http://www.educause.edu/ir/library/html/erm99022.html>.

  5. A Memorandum on Lifelong Learning. – Commission of the European Communities. Brussels, 30.10.2000. SEC(2000) 1832.