|
7-я
Международная конференция Материалы конференции, Ялта, 2003 |
|
|
Опыт
применения дистанционного образования для |
|
|
|
Сук А.Ф., Косарева Н.И. |
|
|
|
Abstract As higher education in Ukraine struggles to modernize, distance education is a topic of great interest. Due to the fast technical progress within the engineering professions, the technical skills of engineers are often outdated. Ukrainian women engineers are more often denied opportunities for carrier development and advancement than their men colleagues. In the article it was presented the main steps, achievements and the first conclusions of the Project to Implement Distance Education to Ukrainian Women Engineers carried out in the network of Partnership Program of NTU “KhPI” and Iowa State University. Жизнь
человека в нашем сложном мире насыщена
событиями, однако вопрос: «Как получить
образование и продолжать активно работать?»
- в последнее время
занимает далеко не последнее место в умах
многих людей. С развитием
телекоммуникационных технологий, это
становится доступно практически каждому
человеку. Здесь лидирующие позиции
занимает дистанционное обучение, благодаря
которому, учащийся практически не привязан
к конкретному месту и времени обучения,
свободен в выборе информации и
преподавателя.
При разработке и преподавании описанной системы курсов применена гибридная модель Web-CD. Это означает, что информационные ресурсы курса помещаются на компакт-диск, а все богатство сетевых технологий использовано главным образом для поддержки взаимодействия менеджеров, преподавателей и слушателей. Такой подход дал возможность
Целью системы курсов служит повышение уровня знаний и инженерной квалификации женщин-инженеров, способствующее их карьере и профессиональному росту. Каждый курс обучает основам методов, являющихся наиболее перспективными и активно развивающимися в инженерном деле в последние 3-5 лет. При этом особое внимание уделено практической направленности курсов. Изучение названных курсов проводится в два этапа - весной и осенью 2003 года. В качестве слушателей приглашены женщины-инженеры машиностроительных предприятий из городов Харьков и Сумы. Понятно, что работающие на промышленных предприятиях люди, имеют небольшой практический опыт работы с информационными технологиями и Интернет. Поэтому были проведены несколько установочных семинаров, на которых слушательницы получили первые необходимые навыки работы в виртуальной учебной среде «Веб-класс ХПИ» и сети Интернет. Одновременно будущим участницам проекта было предложено заполнить анкеты на тему: «Что я ожидаю от участия в Программе?» Результаты анкетирования приведены на рис.1
Ожидания слушательниц распределились следующим образом: 32% ставят целью освоение новых технологий, 29% - возможность карьерного роста, 20% - повышение своего профессионального уровня, лишь 12% имеют целью «Образование через всю жизнь», другие запросы, в том числе совершенствование навыков работы в Интернет указали 7% респондентов. Результаты анкетирования показывают, что в ближайшее время в Украине наибольшим спросом будут пользоваться те программы дистанционного образования, которые дают возможность людям повышать свой профессиональный уровень, что необходимо для их карьерного роста. Особый интерес, представляет возможность реализовать практический менеджмент процесса разработки и преподавания системы дистанционных курсов, которую также дал реализуемый проект. Интенсивная методика, предлагаемая во многих работах, посвященных проблемам дистанционного обучения, предполагает активную совместную деятельность всех участников учебного процесса. Как следствие, работа с курсом, созданным по такой методике, требует от слушателя практически ежедневной полутора-двухчасовой работы на изучение теоретического материала, прохождение тестов, выполнение заданий, работу с дополнительными сетевыми ресурсами, участие в чатах и форумах, работу в группах, переписку и т.д. и т.п. (курсивом выделены виды деятельности, специфические именно для дистанционного образования). Когда изучаемых курсов один-два, это, конечно же, прекрасно и качество образования, безусловно, повышается. Но число часов в сутках и у дистанционного слушателя двадцать четыре, а среднее число курсов, изучаемых одновременно, например, студентом вуза доходит до 10-12. Опыт выполнения начальных этапов проекта показывает, что рост количества одновременно изучаемых курсов требует качественного изменения не только организации процесса дистанционного обучения, но и его методики. Более того, в таких условиях именно правильный менеджмент определяет качество образования. На первый план выступает проблема оптимизации деятельностной активности слушателей и преподавателей по всей системе курсов. Если этого не учитывать, то очень скоро вы увидите в электронных письмах своих учеников крик о помощи: «Очень много учебного материала и заданий, я очень стараюсь, но все равно не успеваю». При системном использовании технологий дистанционного обучения на всех этапах от разработки курсов до последних контрольных мероприятий требуется большая и непрерывная работа менеджера. В ближайшем будущем, когда дистанционное образование станет доступным массово, необходим специально подготовленный корпус его организаторов – людей, умеющих не только разрабатывать курсы и преподавать дистанционно, но и управлять этим многофакторным процессом. Центром такой менеджерской работы в университете должен стать дистанционный деканат. Этот вывод позволяет развить ранее предложенную модель системы дистанционного образования в техническом университете [2]. В рамках Партнерской программы НТУ «ХПИ» и Айовского университета была разработана и запущена в эксплуатацию одна из немногих в Украине реально действующих систем инженерно-технического дистанционного образования, имеющая инженерную и гуманитарно-экономическую составляющие. Ее использование позволяет многим украинским инженерам повысить свой профессиональный уровень, а авторам курсов и менеджерам проекта – приобрести опыт, крайне важный и полезный для дальнейшей работы по повышению конкурентоспособности дистанционной формы обучения на рынке образовательных услуг. Литература:
|